Считается, что Калининградский музей янтаря, который стоит на берегу озера Верхнее, и есть визитная карта города. В России он, пожалуй, единственный. Башня Дона, в которой находится музей, историко-архитектурный памятник начала XIX века. Прусский генерал-фельдмаршал Дон служил русским и участвовал в войне против Наполеона. Музей был создан по инициативе властей города и распахнул свои двери перед Новым 1979-м годом. На сегодня он насчитывает почти шесть миллионов посетителей.
Несмотря на обилие желающих пройтись по 28 залам музея, здесь отнюдь «не почивают на лаврах», а активно работают, создавая новые сервисы, помогая всем желающим сориентироваться в экспозициях. Познавательные и детские программы тоже очень интересны. Сайт музея весьма информативный, интересный, видно, что сделан не «для галочки», а по существу.
Что здесь можно увидеть? Ювелирные украшения, предметы религиозного культа и быта, сувениры, медали, авторские изделия. Все абсолютно систематизировано – от истории янтаря, его добычи и классификации до геологических и искусствоведческих изысканий. Можно взять аудиогид и ходить по музею одному. Сюда привозят и группы туристов, которым вроде бы дают на обход что-то около часа (это мало!) и которые вынуждены испытывать на себе все «прелести» группового туризма.
Фрагменты Янтарной комнаты
Фрагменты Янтарной комнаты
Многие бросаются в зал, где рассказывается о нашумевшей на весь мир янтарной комнате, потому что здесь можно взглянуть на некоторые ее фрагменты. Женщины подолгу рассматривают ювелирные украшения. Мужчин больше привлекает другое.
Так добывают янтарь
Модель атомохода "Ленин"
Модель шведского корабля "Васа"
Например модель атомного ледокола «Ленин», выполненная в 1960-м году из натурального янтаря в технике мозаики с использованием объемной резьбы ведущими художниками Калининградского янтарного комбината. Ледокол был вскоре подарен президенту США Эйзенхауэру, но на комбинате изготовили его копию и передали музею. Или, например, модель Шведского военного корабля «Васа» 1628 года, который был самым большим и красивым в то время и который внезапно затонул из-за перевеса буквально в километре от набережной Стокгольма. Через 333 года его подняли и отреставрировали.
Серия портретов царей и великих людей привлекает своей красотой практически всех. Вот портрет царской семьи, в изготовлении которого использовались и янтарь, и золотые нити, и мамонтовые кости. В этих портретах не нужно искать стопроцентного сходства, потому что это в принципе невозможно, но невозможно глаз оторвать, например, от образов Толстого или Пушкина – в них чувствуется характер, а солнечный янтарь и портреты делает лучистыми, светлыми.
Галина Мумрикова